Уклонение от исполнения воинской обязанности и его последствия
В целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества (ст. 59 Конституции РФ) Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон) регламентированы порядок и правила реализации воинской обязанности и военной службы. Правовой основой данной сферы являются также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, и международные договоры Российской Федерации.
В п. 1 ст. 1 Закона установлено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Отбор граждан на военную службу осуществляется по правилам, предусмотренным Положением об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.1999 N 222), и начинается с их первоначальной постановки на воинский учет при достижении ими 17 лет специальной комиссией, создаваемой в районе.
В соответствии с Законом на воинском учете не могут состоять граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности; проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу; отбывающие наказание в виде лишения свободы; постоянно проживающие за пределами Российской Федерации; а также лица женского пола, не имеющие военно-учетной специальности.
В ходе отбора граждан на военную службу комиссия по постановке граждан на воинский учет выявляет морально-психологические качества, профессиональную подготовку, семейное положение, социальный облик гражданина, подлежащего призыву, организует его медицинское освидетельствование и определяет годность к военной службе.
Гражданин (допризывник) при первоначальной постановке на воинский учет подлежит первичному обязательному медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами. По результатам этого освидетельствования комиссия определяет годность допризывника к военной службе по состоянию здоровья и принимает решение о постановке на воинский учет либо вносит на рассмотрение призывной комиссии вопросы о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного негодным к военной службе.
Российские граждане, постоянно проживающие за пределами страны и изъявившие желание проходить военную службу в Российской Федерации по призыву, могут быть поставлены на воинский учет при условии заключения и ратификации соответствующих международных договоров.
Получить освобождение от исполнения воинской обязанности граждане Российской Федерации могут только по основаниям, предусмотренным Законом.
Нарушение Закона влечет за собой ответственность как должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, обязанных обеспечить исполнение гражданами воинской обязанности, так и самих граждан. Некоторые нарушения являются административными, ответственность за которые предусмотрена главой 21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, в ст. 21.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за:
а) неявку гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины;
б) убытие на новое место жительства либо место временного пребывания на срок более 3 месяцев без снятия с воинского учета;
в) выезд из Российской Федерации на срок свыше 6 месяцев без снятия с воинского учета;
г) прибытие на новое место жительства либо место временного пребывания или возвращение в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет в установленный срок;
д) несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, уровня образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования.
В ст. 21.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность допризывников за уклонение от постановки на воинский учет, необходимый для получения ими военной специальности. Воинский учет - это государственная система учета, осуществляемого в целях анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
В ст. 21.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от медицинского обследования. При этом к ответственности за уклонение или отказ от медицинского обследования могут быть привлечены лица как допризывного, так и призывного возраста. По данной статье также подлежат административной ответственности граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учет или при призыве на военную службу временно негодными к военной службе, в случае их повторного отказа или уклонения от медицинского обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет.
В случае уклонения призывника от медицинского обследования или неявки на призывной пункт с результатами обследования для повторного медосвидетельствования военный комиссар в установленном порядке извещает органы внутренних дел о необходимости розыска гражданина и административного задержания, при этом виновный может быть привлечен к административной ответственности.
Административная ответственность предусмотрена и за умышленную порчу или утрату документов воинского учета (ст. 21.7 КоАП РФ), под которыми подразумеваются умышленные порча, уничтожение или небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату.
Перечисленные правонарушения влекут за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей. Дела о таких административных правонарушениях рассматривают соответствующие военные комиссары субъектов Российской Федерации, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований, а также военные комиссары объединенных военных комиссариатов.
Призыв граждан на военную службу в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона осуществляется на основании Указов Президента РФ "О призыве граждан на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву", которые издаются дважды в год (во время весеннего и осеннего призывов), и ограничивается указанными в Законе сроками (с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря).
Призыв граждан на военную службу осуществляет призывная комиссия.
Вызову на заседание призывной комиссии подлежат все лица призывного возраста, состоящие или обязанные состоять на воинском учете. Явка на заседание призывной комиссии призывников, вручить повестки которым не представилось возможным, обеспечивается органами внутренних дел на основании письменного обращения военного комиссара.
Призывник, утративший основания для освобождения от призыва или у которого истек срок предоставленной ему отсрочки от призыва, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе граждане государств - участников СНГ, проживающие на момент достижения ими 18-летнего возраста в Российской Федерации и изъявившие желание пройти военную службу по призыву на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, сделать это не могут, поскольку российским законодательством это не предусмотрено и не имеется соответствующих договоров между Российской Федерацией и государствами - участниками СНГ. Тем не менее иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию и обратившиеся с заявлением о приеме на военную службу по контракту, могут быть поставлены на воинский учет в порядке, предусмотренном российским законодательством.
Гражданин, не явившийся по вызову военкомата в указанный срок без уважительной причины, считается уклоняющимся от исполнения воинской обязанности и подлежит административной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с законодательством РФ, ст. 328 Уголовного кодекса РФ гражданин за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Уважительной причиной неявки но вызову военкомата при условии документального подтверждения причины неявки являются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья или смерть (гибель) близкого родственника гражданина (отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата или родной сестры) или лица, на воспитании которого находился гражданин; иное обстоятельство, признанное судом уважительной причиной.